История поселения


История села Михайловское
История создания храма Михаила Архангела
История разрушения храма Михаила Архангела
История восстановления храма Михаила Архангела

История села Михайловское


Исторически сложилось так, что первые землепроходцы, осваивая новые земли, шли по берегам рек. Наша река – приток Тверцы и первая большая река со стороны города Тверь. Первопроходцы-славяне, спасаясь от татаро-монгольских набегов на южные области Руси, перемещались на север и расселялись по берегам Волги и Тверцы, а следовательно и по нашей реке. Они выбирали удобные для проживания места: крутые берега рек и заливные луга. Высокий берег – хорошая защита от врагов и дикого зверя. Противоположный берег – это, как правило, заливные луга, удобное место для земледелия и скотоводства.

Можно предположить, что первые поселения были образованы на крутых берегах реки, где расположены сейчас деревни Никола и Изворотень.
Первое упоминание о местных поселениях относится к 16 веку.

В «Статистических таблицах монастырских земель», составленных в годы правления Ивана Грозного(1548-1584 г.), есть запись: «Волостка Видемля. Великому князю принадлежит: погост Николабезверховье на реке Видемля и две псари». В то время Тверским князем был казанский царь, крещённый татарин Симеон Бекбулатович.
В 1575 году Иван Грозный отрекся от престола и передал титул «великого князя всея Руси» служилому хану Симеону Бекбулатовичу. Суть уловки Ивана заключалась в том, что он решил действовать временно через подставное лицо. Как и следовало ожидать, правление нового великого князя длилось недолго. В следующем году Симеон Бекбулатович оказался «сведен на княжение» в Тверь. После смерти Ивана Грозого, его сослали в село Кушалино, а затем – в Кирилло-Белозерский монастырь.

Волостка (маленькая волость) – княжеский удел или округ сел и деревень во владении одного лица. Погост – первоначально сельская община и центр этой общины. В погосте обычно была церковь, церковные постройки и кладбище. Погост Николабезверховье (деревня Никола) является первым населённым пунктом в нашей местности, отмеченным в старинных документах.

Необходимо отметить, что современное название реки Ведемья не соответствует историческому Видемля. Слово Видемля состоит из двух слов Виде и мля. В переводе с языка племени весь, которое обитало на этих землях до прихода славян: мля – озеро, виде – вытекать. Видемля – вытекающая из озера. Исток реки находиться в болоте в районе поселка «Васильевский Мох». Можно предположить, что в те далёкие времена там было большое озеро, из которого и вытекала река Видемля.
Однако существует мнение, что на месте погоста Николабезверховье в последствии был построен Николо-Левобережный мужской монастырь. Все постройки монастыря были срублены монахами топорами. Зубчатые стены монастырской ограды были оборудованы башнями и бойницами и являлись преградой для непрошенных гостей. Монастырь был хорошим приютом для обиженных и оскорбленных. В одной из часовен из-под камня бил родничок. Прихожане и паломники приходили к источнику, набирали воды и уносили с собой.

Сначала земли нашей округи принадлежали Николо-Малицкому монастырю, впоследствии они были переданы Николо-Левобережнему мужскому монастырю. Старожилы до сих пор называют Игуменихой лесной массив от Тверцы вдоль железной дороги в сторону пос. Металлистов
В начале 1606 года польские отряды, вторгшиеся на территорию российского государства, захватили Тверь и грабили сельскую округу. Были захвачены земли по берегам реки Ведемля и находившиеся на ней деревни. Название части деревни Орудово – Пановка косвенно подтверждает тот факт, что захватчики были на этой земле (Пановка – от слова «пан»). Единственным укрепленным пунктом был монастырь. Поляки окружили его и требовали сдаться. Монахи защищались храбро, но силы были не равны. У монахов не было оружия, своей праведной молитвой они не могли противостоять вооруженной силе. Монастырь не сдался, не открыл двери. Монахи сгорели вместе с храмами, часовнями и кельями. Сгорело все, но осталась одна часовня, где находился образ Николая Чудотворца, изображенного во весь рост.

В статистических таблицах монастырских земель до 1620 года село Михайловское не значилось, а были деревни Подсосенья, Подвязье и Ведемля. Под названием Подсосенья сторожилы понимают дома, расположенные за церковью в сторону деревни Никола. Подвязье, возможно, располагалось там, где мы в детстве катались с Ореховой горы. Деревня Ведемля – левый край деревни Кувшиново (там, где раньше была конюшня).
Можно предположить, что после 1620 года была построена деревянная церковь или часовня в честь Михаила Архангела и эти три маленькие деревни были объединены под общим название – село Михайловское. Деревянная церковь была построена в 30-40 метрах от каменного храма в сторону юга (здесь находят камни от фундамента).

История создания храма Михаила Архангела

Значение церкви в жизни наших предков весьма велико. Церкви были постоянными и единственными центрами сельских жителей. Прихожане ходили в церковь не только молиться и отправлять религиозные обряды. В помещении церкви прихожане собирались и для обсуждения мирских вопросов общественного значения, так как в те времена клубов и народных домов не было. При встрече в церкви, между заутреней и обедней люди делились новостями, обсуждали проблемы сельской жизни.

Человек был связан с церковью крепкими узами. При рождении ребенка его несли крестить в церковь. При вступлении в супружескую жизнь шли венчаться в церковь – для скрепления брака. Когда человек кончал земное существование, умирал, его несли в церковь, где он находился до дня погребения, и хоронили всех около церкви, (погосты – кладбища, располагавшиеся вокруг церкви). Поэтому прихожане ничего не жалели для строительства и украшения церквей. Пример тому – храм в селе Михайловское, во имя Михаила Архангела, построенный на средства прихожан. Около церкви зарождалось народное просвещение – школы грамоты и церковно-приходские школы. При церквях были библиотеки, конечно, книги были большей частью духовно-нравственного содержания, но были и книги по истории, географии и другие светские книги.

Церкви – это памятники архитектуры, они украшали наши села. Как правило, церкви строили на возвышенных местах. С любой стороны взору представлялась величественная панорама с куполами и позолоченными крестами.

Колокольни, кроме эстетического украшения села, имели еще и практическое значение – служили сторожевыми башнями. Колокола использовались не только для приглашения прихожан к церковной службе, но и как набат при пожарах. При небольших пожарах звонили в малый, пожарный колокол, а при больших пожарах – в большой колокол.

Уважение к стенам храмов как к материальной и духовной памяти старины, как к трудовым грошам наших предков, – наш священный долг. Мы обязаны сохранить их для наших потомков в первозданном виде, иначе потомки нам этого не простят, так как человек без истории ничего не значит.

Из материалов Тверской консистории, хранящихся в государственном архиве Тверской области.

«Пресвященному Гавриилу Епископу Тверскому и Кашинскому . Всепокорнейшее прошение Тверского уезда села Михайловского Священства и прихожан.
В оном селе Михайловском имеется церковь деревянная во имя Архангела Михаила, которая давнего построения пришла в немалую ветхость к тому же по великоприхостности оная весьма мала.
Мы вознамерились вместо оной ветхой построить вид каменную церковь во имя Архангела Михаила с приделом Николая Чудотворца точно для той постройки благословения архипасторского получить.
Марта 28 дня 1767 года»

Ответ Епископа Тверского и Кашинского Гавриила:
«Било чалом нам Епархии наше Тверского уезда села Михайловского священник Василий Михайлович и Никита Никитич с причтом и прихожанами. В оном селе Михайловском имеющаяся деревянная церковь во имя Архангела по давном построении пришла в немалую ветхость к тому же и повелено приходство весьма значительны, они священники с прихожанами вознамерились вместо помянутой деревянной церкви построить вновь каменную церковь Божию с приделом Чудотворца Николая и просили нас, чтобы им выше писанные именовнии каменой церкви Божий дать нашу Архирейскую благословенную храмоздательную грамоту, по которой их прошению благословили мог по заготовлении материалов объявленную каменную церковь Божию вновьвышеписанные именовании во имя Архангела Михаила с приделом Николая Чудотворца. Строить по подобию прочих святых церквей доброю архитектурою и в алтарях престолы поставить в указанную меру вышиной аршина осьми вершков и шириною аршина и четырех вершков, жертвенники сделать на восток и по построении оной церкви и придела и убрании в сем церковном приличны благолетия. Освящении просить нас о чем священника с притчем и прихожаны и сия наша Архиерейская благословенная храмоздательская грамота дана в царствующем граде Москве июня 30 дня 1767 года».
Подпись преосвященного Гавриила Епископа Тверского и Кашинского.

Строительство храма велось на деньги и силами самих прихожан. Кирпичи делали из местной глины, а известь привозили из Старицы (от села Михайловское до Старицы боле 50 км).

Всепокорнейшее прошение.
«В прошлом 1767 году позволения нашему поданной преосвященного Гавриила бывшего Епископа Тверского и Кашинского Храмоздательная грамота велено вместо находящееся в том селе Михайловском деревянной церкви во имя Архангела Михаила построить каменную церковь в том же именовании с приделом Николая Чудотворца в которых настоящая совершенства еще не пришла, а придел уже совсем окончен и церковным благолепием украшен, освящению имеется в готовности.
Того ради Вашего преосвященства всепокорно просим дабы милостивым Вашего преосвященства благорассмотрения соблаговолено было означенным новопостроенный придел во имя Николая Чудотворца по чинополжении освятить по сем нашем прошении милостива архипастырший учинить резолюции.
12 апреля дня 1772 года. Прошение с. Михайловского священник Василий Михайлович руку приложил».

В духовную Консисторию от протоирея Федора Андреева.
Доношение об осмотре построенной церкви .
«В селе Михайловском новопостроенный придел во имя Николая Чудотворца с трапезною каменною в длину 14 аршин, в ширину 22 аршина, алтарь в длину 6 аршин и ширину 5 аршин. Перед алтарем царские двери Евангелиста писаны, накладная резьба и позолота».
Внизу наложена резолюция: «Новопостроенный храм освятить».
Подпись Июнь 7 дня 1772 года.

Освящение придела Николая Чудотворца состоялось 10 августа 1772 года.

В поданной от благочинного за 1807 год ведомости значится:
«Оная Архистратига Михаила церковь каменная с приделом Николая Чудотворца освящена в 1787 году.
Прихожан 246 дворов, в них мужского пола 1014 душ».

Прошение к Архиепископу Павлу Тверскому и Кашинскому .
О постройке вокруг кладбища ограды из белого камня. 30 апреля 1803 года.

Прошение покрыть алтарь железом вместо деревянной ветхой крыши за счет своих капиталов не затрагивая церковных.
Материалов заготовлено: листового железа 88 пуд. 27 фунтов = 450 листов и краска медянка 20 фунтов (20 июня 1808 года).
В консисторическом журнале подписано: Разрешение 22 июня 1808 года.

Покорнейшее прошение.
«Прошлого 1811 года разрешению вашего Высокопреосвященства дозволено было при нашей церкви распространив трапезу пристроить с левой стороны новый придел во имя пророка Илии, который ныне совершенно окончен. По случившемуся погоранию престола, священнослужение воспрещено. Поэтому просим разрешить служить в приделе Николая Чудотворца».

О пожаре в алтаре основного храма ( холодной церкви).
Сообщаем, от 16 февраля 1812 года пожар был в алтаре основного храма, причины – в тот день было отпевание усопшего младенца, во время нахождения нечаянным образом уголь упав из кадила на епитрахиль причинил оный пожар».
«По ходатайству церковнослужителей и прихожан 1811 г. было дозволено при их церкви распространить трапезу, пристроить с левой стороны новый придел во имя пророка Ильи, который ныне совершенно и окончен».
Далее говорится, что дано разрешение на пристройку с северной стороны придела пророка Илии и покрыть его железом по приложенному чертежу собственным их прихожан ( т.е. на средства прихожан).
«С правой стороны трапезы придел св. Николая алтарь при случае ломки и распространения трапезы остался в целости и без всякого оному прикосновению; Священнослужение ныне отправлять можно».
29 января 1813 года.

В Тверскую духовную Консисторию от благочинного села Копылева. Покорнейший рапорт. Обследование придела Николая Чудотворца после переделки . 19 января 1813 года.
«В приделе по совершении малого освящения священнослужение отправлять можно».
Священником в храме Михаила Архангела с 1862 г. по 1898 г. был Протопопов Федор Семеонович (1840–1924 гг). Протопопов Ф.С. внес огромный вклад в дело просвещения прихожан. В 1872 году открыл народное училище в церковной сторожке в селе Михайловское. При его непосредственном участии в 1875 году открыто министерское (7-классное) училище в селе Васильевское и в 1898 году губернское училище в деревне Яковлево. В 1898 году он передал свою личную библиотеку школе, что можно считать образованием волостной библиотеки. В 2003 году на кладбище села Михайловское установлен памятный крест Протопопову Федору Семеоновичу.

Колокола Михайловской церкви
Всего на колокольне было 9 колоколов:

1.Большой колокол весил 276 пудов 33 фунта (4429 кг), в нем серебра было 26 пудов ( 416 кг).
2. Колокол 63 пуда 3 фунта (1010 кг).
3.Колокол 61 пуд 22 фунта (985 кг).
4. Пожарный колокол весом 17 пудов 11футов (275 кг).
Пять маленьких колоколов:
5. 3 пуда 4 фунта (50 кг).
6. 2 пуда (32 кг).
7. 1 пуд (16 кг).
8. 3/4 пуда (12 кг).
9. 1/2 пуда (8 кг).


Из воспоминаний краеведа Бурцева Александра Петровича

В центре села Михайловское находится церковь с сельским кладбищем. Вокруг кладбища – ограда из известнякового старицкого камня метровой высоты. Поверху – кованная решетка между столбов.

У алтарной части стояла арка с кованными узорчатыми воротами, называемыми святыми. Рядом с ними стояла простая входная калитка для прохода через кладбище в храм. Калитка закрывалась сторожем на ночь. Вход в церковь был только со стороны Подсосеньи (улица за церковью).
Поднявшись на пять гранитных ступеней, попадаем на открытую площадку перед папертью. Выходы с этой площадки на кладбище – справа и слева – тоже закрывался железными калитками.

Для входа на паперть открываем одну створку полустеклянной двери и входим. Своды невысокие, художник изобразил на них картины на библейские сюжеты.
Перед глазами – большая наглухо окованная дверь с огромным замком и потайной музыкальной личиной. Ее открывали на полный размах во время богослужения. За ней двойные стеклянные двери, открывающие и закрывающие плавно, без стука и больших усилий.

Над входной дверью – образ Иисуса Христа с надписью славянским шрифтом: «Войду в дом твой, поклонюсь Духу Святому твоему».
Слева – невысокая кованная дверь на колокольню. Лестница с переходами для отдыха. На втором лестничном ярусе (повороте) примерно на высоте свода раньше находилось помещение, где всегда был полумрак, как в лунный день. В определенное время дня через потаенную щель проникал солнечный луч света. Он вначале падал на картину Едемского сада. Медленно передвигаясь, подходил к запретному плоду, на дереве которого сидел Гавриил в образе змея. Минута, другая – и мы видим Адама и Еву и всю картину рая.

Все видимое рассматривалось через круглую в двери щелочку. На верху колокольни звучал оглушительный благовест. Смотреть на это разрешалось только по Пасхальным дням – одну неделю в году.

С правой стороны, напротив двери на колокольню, находилась такая же дверь – это вход в ризницу. В ней стояли гардеробы дубовые, перегруженные ризами. Ризы пасхальные, в количестве двенадцати разных цветов, расцветок и узоров из парчевой золотой нитки, среди них был и гладкие, сотканные торжокскими золотошвейками. Праздничные ризы. Будничные ризы. Ризы для венчания. Ризы для погребения. Ризы страстной недели, вербного воскресения. Ковры праздничные и будничные. Иконы праздничные престольные. Они выносились и ставились посредине церкви. Лишь образ Николая Чудотворца, сделанного художниками-монахами Николо-Левобережнего монастыря, в золотой ризе начала 20 века, выносился торжественным крестным ходом в Никольскую часовню.
В ризнице находились венцы для обручения молодых – золотые. Сундуки с церковными нотными книгами. Пасхальный золотой крест с приставкой для свечей. Пасхальное евангелие в кованной золотой обложке. Серебряная большая чаша для освящения воды. В шкафах были и архиерейские одежды, так как архиерей часто приезжал в село.

Пока мы стоим на паперти, мы видим перед собой большие кованные двери. Проходим через них в теплый храм – трапезную. Перед нами два обширных столба (опора сводов и колокольни), обставленных иконами. Перед ними старинные высокие лампады. Над головой со свода свисает малое серебряное паникадило, состоящее из двух ярусов свечей. Впереди – стеклянные полукруглые двери, это вход в летний (холодный) храм.

Поднимаем глаза выше: над входом в летний храм, на своде Веницианов изобразил картину «Сошествие Святого Духа апостолам», от которой свисает трехъярусное позолоченное паникадило. Вместо свечей были в ней разноцветные лампады – чашечки, в которые заливали церковное масло. Синие, красные, желтые, зеленые, голубые, оранжевые и другие огоньки горели перед этой картиной. Чашечки лампад были сделаны из цветного стекла.

Свод с левой стороны. «Положение Христа в гроб». Над царскими вратами – «Благовещение Пресвятой Богородицы». Большая икона «Святцы» – вся в резьбе и позолоте, трехметровой высоты. Ряд икон от царских дверей с изображением святых. Впереди за амвоном стояло «Распятие Иисуса Христа».
Правый свод. Над алтарем – «Вход Господен в Иерусалим», слева – «Нагорная проповедь». Над алтарем свисало по одному свечному паникадилу.
В 1973 году специалисты отдела памятников управления культуры Калининской области обследовали церковь села Михайловское. Из паспорта на церковь (оценивалось состояние главного храма):

Темперная живопись первой половины 19 века, выполненная в барочных традициях, находится в аварийном состоянии. В помещении самого храма она сильно потемнела и местами осыпалась. Все пространство свода занимает огромное изображение Саваофа. В парусах помещены евангелисты, простенки между окнами заняты фигурами святых, а над окнами восьмерика написаны ангелы.

Наибольший интерес представляет живопись апсиды, которая хорошо сохранилась и дает некоторое представление о былом убранстве интерьера храма. В конце апсиды написан Деисус. На север от центрального окна помещено «Моление о чаше». На юг – « Жертвопринашение Авраама». Кроме этого, на южной стене сохранились стоячие в ряд фигуры преподобного Антония, Иоанна воина и преподобного Феодосия. На западной стене расположены фигуры Михаила Тверского и епископа Арсения.

На северной и южной стенах помещен орнамент из христианских символов и лавровых ветвей, выполненный в технике гризайль. По сторонам апсиды, прихотливо извиваясь, проходят несколько лиандровых лент.


История разрушения храма Михаила Архангела

В результате проведения большевиками политики «воинствующего атеизма» в 1929 году начались беды Михайловского храма.
12 января 1929 года в стенной газете в Михайловской избе-читальне появилась заметка, в которой неизвестный автор предлагает церковь закрыть и передать ее «для культурных надобностей».

Из протокола собрания членов Михайловского церковно¬приходского Совета 1929 года 23 Генваря (печатается с подлинника без изменений):

1. О перерегистрации верующих Михайловской религиозной общины.
По первому вопросу при тщательном обсуждении его, Церковный Совет, во исполнении требований Губернского административного отдела, постановил произвести перерегистрацию верующих Михайловской Религиозной общины Тверского уезда и волости, и в силу заметки в стенной газете Михайловской избы-читальни от 12 января сего 1929 года о закрытии нашей церкви для культурных надобностей и для этой цели одному из верующих каждого общества поручить подворно опросить каждого гражданина о желании его или не желании присоединиться к вышеозначенной общине, а также выразить свое мнение о закрытии церкви». Секретарь собрания Михаил Полозов.
Опросные листы не найдены, но общий итог этого «референдума» предсказуем.
7 января 1930 года на общем собрании церковного прихода церкви села Михайловского Церковный Совет в полном составе подал в отставку. Общее собрание не признала причины уважительными и всех попросило остаться на своих постах.
В течение нескольких десятилетий храм подвергался бессмысленному разрушению.
Первыми подверглись разрушению колокола, их на колокольне было 9: большой колокол – 4429 кг (в нём было 416 кг серебра), колокол 1010 кг, колокол 985 кг, пожарный колокол 275 кг, пять маленьких колоколов – 50 кг, 32 кг, 16 кг, 12 кг и 8 кг.
В 1932 году они были уничтожены 8 колоколов.
Первоначально колокола разбивались на колокольне и отдельными кусками спускались по жёлобу на землю. По настоятельной просьбе жителей села один из маленьких колоколов был сохранен и долго использовался как пожарный и висел на перекладине в центре села. Однако в 1985 году, во время строительства асфальтовой дороги Михайловское – Власьево, он пропал, и последняя память о прекрасной колокольне исчезла.
В 1937 году церковь была закрыта.
В подтверждение этого факта и в исполнение требований губернского административного отдела с основного храма был сброшен крест. Это произошло в конце июля 1937 года. Было жарко и душно. Для контроля за выполнением предписания и руководством работ из Калинина на двух машинах прибыли сотрудники в форме НКВД. Народу собралось очень много. Были жители не только из Михайловского, но и из других деревень. Один из жителей села Васильевское (маленького роста, со сморщенным лицом, выглядел как старец) уговаривал приехавших из Калинина не трогать крест, говорил им, что это большой грех и что на тех, кто творит безобразие, будет кара небесная. Люди в форме были настроены агрессивно и отмахивались от него, как от назойливой мухи.
Главным «героем» этого безрассудного действия был житель села Васильевское по прозвищу «Мокшан». В повседневной жизни он всегда был неопрятно одет, ходил пьяным или искал, где бы выпить. Его задачей было забраться на купол храма, привязать веревку к основанию креста и сбросить ее вниз. Обещанная награда – юфтевые сапоги.
Понимался он по крыше основного храма, держась за цепь, которая одним концом была закреплена за основание луковицы (нижнее основание креста), другой конец касался крыши трапезной.
Веревка была привязана и сброшена вниз, и местные мужики начали тянуть и раскачивать крест. Через некоторое время крест наклонился и стал падать вместе с луковицей Жители, наблюдавшие за этими варварскими действиями, причитали, крестились и плакали. Крест с луковицей упал на землю, луковица разломилась, и из нее вылетели пчелы. Много пчел. Они разлетелись и начали кусать всех, кто стоял и смотрел на это кощунство. Люди в форме быстро сели в машины и уехали в Калинин. Жители побежали по домам, спасаясь от пчел. Когда пчелы разлетелись, произошло «награждение героя» – он стоял в новых юфтевых сапогах, в поношенном костюме с чужого плеча, в белой рубашке и, конечно, крепко выпивши. Мальчишки делили соты с медом из луковицы. Как оказалось, в луковице было много дырок от пуль и пчелы устроили внутри для себя улей. Так было совершено варварство и надругательство над святыней и памятником архитектуры 18 века.
В 1937 году началось строительство новой школы в деревне Яковлево. Было принято решение использовать для фундамента основу ограды (известковые блоки) вокруг Михайловского кладбища. Часть блоков было использовано жителями села при строительстве домов и бань.
На этом беды храма не кончились.
В 1944 году, по указанию областных и районных начальников, началось уничтожение колокольни. От колокольни отламывали куски и спускали их по жалобу вниз на землю, где местные мальчишки пытались за вознаграждение выделить отдельные кирпичи. Это не всегда им удавалось, так как раствором служила гашеная старицкая известь, замешанная на куриных желтках. Добытые с таким адским трудом кирпичи и остатки от них использовались на строительстве колхозного свинарника.
С 1937 году трапезная храма использовалась "для культурных надобностей" – как клуб. Была сооружена сцена, повешен экран для демонстрации кинофильмов, после которых устраивались танцы. Со стен и сводов трапезной соскабливались прекрасные росписи на библейские темы.
В 1941 году храм был отдан колхозу под склад.
В 1997 году храм был возвращен епархии.

История восстановления храма Михаила Архангела

Шестьдесят долгих лет уничтожался прекрасный храм и памятник архитектуры 18 века. Стекла в окнах были разбиты. Снег и дождь попадали внутрь храма и способствовали его разрушению. Колхоз, освободив храм от склада, не очистил его от мусора и различного хлама. Так и стоял бы храм непригодным для проведения служб, если бы в селе не нашлись неравнодушные люди, которые начали вручную очищать храм от колхозного «наследства».

Такими оказались жители села Михайловское – Поздняков Иван Сергеевич и Целовальников Вячеслав Тимофеевич. Они начали готовить помещение трапезной к первому молебну. Основным препятствием было то, что придел Николя Чудотворца был заложен стеной из красного кирпича. Правление колхоза сделало это для того, чтобы иметь каморку для сторожа и хранения особо ценных вещей. Внутри каморки находилась печь, сохранившееся еще со времен функционирования храма. Когда эти два энтузиаста попытались разобрать злополучную кирпичную стену, она вдруг упала, едва не придавив их. Поздняков И.С. и Целовальников В.Т. предполагали, что они смогут использовать печь этой каморки для того, чтобы хоть как-то нагреть воздух в трапезной. Несколько выходных дней понадобилось этим двум энтузиастам, чтобы затопить печь и довести температуру до температуры выше температуры окружающего воздуха. Свод трапезной постепенно начал просыхать, стала проявляться картина «Вход Господен в Иерусалим», но это продолжалось недолго. Поверхностный слой штукатурки картины начал осыпаться, и фрагменты картины стали исчезать.

В снежную зиму 1999–2000 гг. шиферная крыша трапезной не выдержала и развалилась под весом снега. С первых теплых дней 2000 г. Поздняков И.С. и Целовальников В.Т. пытались «залатать» крышу полиэтиленовой пленкой, потому что была опасность обрушения свода трапезной. Потом они стали устраивать субботники с привлечением местных жителей.

По благославлению отца Николая и матушки Феодоры старостой Михайловской церкви был назначен и оставался им до 19 января 1998года Поздняков Иван Сергеевич. Заместителем старосты был Целовальников Вячеслав Тимофеевич, служительницей храма – Некрасова Татьяна.

В мае 1998 г. во время одного из субботников из церкви вывезли четыре тракторных тележки мусора. Это был металлолом, траки и прочие металлические детали, голубиный помет (земляной пол был покрыт его слоем до 1 метра), в алтаре летней церкви валялись остатки коровьих шкур. В трапезной весь пол был засыпан мусором. Придел Николая Угодника был заложен красным кирпичом. В служебных помещениях задней части трапезной стоял резкий запах ядохимикатов. Тут же валялись бочки с какой-то пахучей жидкостью. Вскоре они исчезли, кто-то приспособил их для дела.

В западной части трапезной был обнаружен электрощит под напряжением. Это позволяло проводить восстановительные работы и в темное время суток. Однако летом 1999 года по распоряжению председателя колхоза Полознова Н.А. электропровода на входе церкви были обрезаны, и храм остался без освещения.
21 ноября 1998 года (Михайлов день), спустя 61 год после закрытия, в приделе Николая Чудотворца храма состоялась первый молебен, на котором присутствовало около 20 человек. С тех пор службы в храме проводились в Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Михайлов день, Прощенное Воскресенье. 19 января 1999 года (Крещение) было освящение воды.

На первой службе отец Николай благословил старосту церкви Позднякова Ивана Сергеевича и его заместителя Целовальникова Вячеслава Тимофеевича на назначенные общественные должности.

Несмотря на все старания энтузиастов, храм находился под угрозой окончательного разрушения.
Обращения председателя клуба краеведов села Михайловское Филиппова Ю.А. к Губернатору области Платову В.А. успеха не принесли. В своем ответе от 25.08. 2003 г. председатель Комитета по охране историко-культурного наследия Туманова Т.Н. в мягкой форме отказала в оказании финансовой поддержки на ремонт церкви. Надежда была только на благотворителей.

Такие благодетели появились в лице Александра Валентиновича и Майи Олеговны Коршуновых (оба проживают в Москве.) Во время похорон своей бабушки на Михайловском кладбище они увидели удручающий вид разрушающей церкви. Через свою родственницу Лидию Петровну Волкову, проживающую в Твери, они предложили оказать финансовую помощь в восстановлении разрушающейся церкви.

Работы по строительству новой крыши начались 24 мая 2002 года и были завершены 9 октября 2002 года.
До проведения работ по строительству крыши было выкорчевано восемь деревьев, выросших в непосредственной близости от стен церкви, разобрана старая крыша. По завершении строительства крыши была вручную очищена земля около фундамента. 60 лет жители бросали к стенам церкви мусор с могил своих родственников. Таким образом, образовался слой более полутора метров, и все это надо было вывозить на тачках и грузить на тракторную тележку. Было вывезено около 100 тонн мусора, в котором были обнаружены даже черепа и кости. Их, конечно, захоронили на кладбище, а мусор вывезли на свалку. Использовать экскаватор или бульдозер не представлялось возможным, так как жители – в нарушение всех христианских и нравственных норм –хоронили своих родственников непосредственно у стен церкви.

В 2003 году были заменены оконные блоки в трапезной. Благодаря спонсорской помощи Косяка Н.В., жителя деревни Вишняково, в 2004 году была заменена крыша алтаря. Кандидаты на пост главы администрации Калининского района Толстов П.Ф. и Абрамова Е.И. 19 декабря 2004 года подарили по подсвечнику. Житель деревни Никола Сергей Жуков купил иконы для временного иконостаса. Прихожанка Алла своими руками расшила бисером ризы на иконы и пожертвовала их храму.
Председатель клуба краеведов села Михайловское Филиппов Юрий Андреевич обратился с письмом к новому губернатору Тверской области Зеленину Д.В. с просьбой оказать финансовую помощь в спасении храма. В ответе председатель комитета по охране историко-культурного наследия Туманова Т.Н. от 4 февраля 2004 года сообщила: «… в случае полного финансирования мероприятий программы «Сохранение историко-культурного наследия Тверской области 2004-2008 г.г.» Комитет готов оказать финансовую помощь в проведении первоочередных противоаварийных работ». За прошедшие годы никакой помощи от региональных властей не последовало.

Важным этапом в жизни нашего храма явилось событие 19 февраля 2005 года – воздвижения креста на купол летнего храма.
Идея восстановить временный деревянный крест принадлежит редактору газеты "Тверской собор" Александру Сергеевичу Кокареву. По своей инициативе он заказал в столярной мастерской деревянный крест высотой 2,5 метра и договорился с высотниками-верхолазами об установке креста на то место, откуда в 1937 году был снят основной крест.

Для усиления эффекта торжественности было решено изготовить при подъеме креста на купол храма некоторое подобие колокола (биллу). С этой целью инициативная группа сельчан использовала перевёрнутый банный котёл.
Котел обвязали проволокой и подвесили на входе в храм. Подготовительные работы по воздвижению креста начались в 10 часов 19 февраля 2005 года. В 13 часов дня отец Николай совершил молебен на освящение креста.

Захватывало дух: верхолазы Женя и Виталий работали (бесплатно) на заснеженной железной крыше трапезной, используя свое альпинистское снаряжение. Нельзя было не восторгаться, когда Женя начал подъем по железной крыше основного храма. Крепкий юноша Дмитрий Некрасов стучал кувалдой в импровизированный колокол с частотой 5 ударов в минуту. Высота храма составляет около 35 метров. Народ начал собираться у храма, чтобы посмотреть на это невиданное доселе зрелище.

В 16 часов 19 февраля 2005 года по новому стилю на месте снятого в 1937 году креста был установлен временный деревянный крест.
Осенью 2005 года начались работы по восстановлению купола храма. Демонтаж старого купола затянулся, потому что все работы на куполе проводились в холодное время года. Строителям приходилось работать на пронизывающем ветру на 30–метровой высоте. К Новому (2006) году купол основного храма был одет сверкающей крышей.

15 января 2006 года в храме с. Михайловское проходило торжественное Богослужение. В этот воскресный день отмечалось предпразднество Богоявления (последнее воскресение перед Крещением) и второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Кроме этих великих событий, производилось воздвижение креста на купол нашего храма.

Крест этот изготовлен по специальной технологии, отличной от той, которую использовали наши предки. Стальная основа креста, длина которого составляет 2,75 м, окована высококачественной нержавеющей сталью и покрыта антикоррозийным составом из нитрита титана. Перед тем, как поднять крест на купол храма, был отслужен молебен, который начался в 11 час. 15 мин. Молебнами называются краткие службы, в которых верующие, по своим частным нуждам и обстоятельствам, обращаются с молитвою к Господу Богу, Божьей Матери и святым. Главным обстоятельством в этом молебне было освящение креста – меча Божьего, которым Господь победил дьявола и смерть. Молебен был кратким и состоял из начальных молитв, пения тропаря, т.е. песни в честь освещения креста, и припевов (Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Пресвятая Богородица, и других). После прочтения страниц из Евангелия производилось освящение воды. Этой освященной водой были окроплены и крест, и все прихожане. Вслед за священнослужителем к кресту подходили все верующие. Ровно в 12 часов пятеро крепких мужчин из нашего села вынесли освященный крест к месту подъёма. В 12 час. 07 мин. под мерные удары биллы (импровизированного колокола) начался торжественный подъём креста.
Хор из верующих исполнял стихиры, в которых выражались благоговейные христианские чувства, переполнявшие их в эти мгновения.
15 января 2006г. в 12 час. 21мин. года Крест был установлен.

Народу было много, среди них находились благодетели Александр Валентинович и Майя Олеговна Коршуновы, представители районной и местной власти. Радовался вместе с нами и главный редактор газеты «Тверской собор» Кокарев А.С., который тоже помог в этом деле, в первую очередь людьми. Это его ребята бесплатно, с риском для жизни, в прошлом году «покорили» ветхий купол нашего храма и создали условия для его ремонта. Сегодняшние мастера также бесстрашно работали на куполе храма.

Почти 69 лет мы жили без Креста, в тисках безбожия и сомнительной нравственности. Сегодня Крест снова сияет над храмом, и хочется надеяться, что это навсегда. Время невежества и мракобесия не должно повториться.
Весной 2006 года основное здание храма украсили новые окна.
В 2006 году начались и в 2007 году завершились работы:
- по очистке, оштукатуриванию и покраске стен алтаря, основного храма, трапезной и паперти ( снаружи), трапезной и паперти( внутри),
- по строительству отмосток вокруг храма,
- по монтажу системы отопления,
- по монтажу системы электроосвещения,
- по замене полов в трапезной,
- по восстановлению придела Илии Пророка для проведения служб.

Восстановление колокольни началось весной 2007 года и завершилось 17 ноября 2007 года воздвижением креста на шпиль колокольни.
Благодаря профессионализму тверского архитектора Валерия Васильевича Курочкина удалось воссоздать копию утраченного здания колокольни. По сохранившейся старинной фотографии В.В. Курочкин безвозмездно создал архитектурный проект. Им были проведены исследовательские работы по оценке крепости основания колокольни. Кирпич во многих местах потерял свою прочность, пришлось спроектировать колокольню в уменьшенном виде. При строительстве использовались современные материалы (более прочный кирпич и раствор) и подъемная техника.

Председатель Михайловского клуба краеведов Ю.А. Филиппов
Староста храма МИХАИЛА АРХИСТРАТИГА В.Т. Целовальников